Маркова Ольга Анатольевна

 

Детали машин

Детали машин – научная дисциплина, занимающаяся изучением, проектированием и расчетом деталей машин и узлов общего назначения. 

Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций (ГОСТ 2.101-68).

Звено – группа деталей, образующая подвижную или неподвижную относительно друг друга механическую систему тел.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению на предприятии-изготовителе посредством сборочных операций (ГОСТ 2.101-68).

Узел (например, подшипники) – законченная сборочная единица, состоящая из деталей общего функционального назначения. Осуществляет определенную функцию только совместно с другими составными частями изделия.

Комплект (ремкомплект) – это набор отдельных деталей, служащеий для совершения таких операции как сборка, сверление, фрезерование или для ремонта определенных узлов машин. Например, набор накладных или торцевых ключей, отверток, сверл, фрез.

Механизм  – система подвижно соединенных деталей, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в целесообразные движения других тел (например, кривошипно-ползунный механизм, механические передачи и т. п.).

Аппарат –  прибор, техническое устройство, приспособление, обычно некая автономно-функциональная часть более сложной системы.

Агрегат -   унифицированный функциональный узел, обладающий полной взаимозаменяемостью.

Машина - система деталей, совершающая механическое движение для преобразования энергии, материалов или информации с целью облегчения труда.

Машинный агрегат - техническая система, состоящая из одной или нескольких соединенных последовательно или параллельно машин и предназначенная для выполнения каких-либо требуемых функций. 

Комплекс   – это тоже сборочная единица отдельных взаимосвязанных машин, автоматов и роботов, управляемые с единого центра для совершения технологических операции в определенной последовательности.

Автомат - машина, работающая по заданной программе без оператора.

Робот - машина, имеющая систему управления, позволяющую ей самостоятельно принимать исполнительские решения в заданном диапазоне.

 Архив (2010/11 учебный год)

 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные критерии работоспособности деталей машин.

2. Особенности  расчета деталей машин.

3. Силы и момент, теория винтовой пары.

4. Распределение усилий по виткам резьбы. Расчет резьбы.

5. Расчеты болтов.

6. Выбор допускаемых напряжений для резьбовых соединений.

7. Расчет групповых резьбовых соединений.

8. Образование, особенности конструкций заклепочных соединений.

9. Расчет стыковых сварных соединений.

10. Выбор допускаемых напряжений для сварных соединений.

11. Отличие шлицевых и шпоночных соединений.

12. Критерии работоспособности и расчета зубчатых соединений.

13. Прочность деталей машин. Расчет прочности.

14. Материалы и термическая обработка зубчатых колес.

15. Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач.

16. Косозубые и шевронные передачи; суммарная длина контактных линий, динамические нагрузки и шум в передаче, понятие о приведенном колесе.

17. Выбор допускаемых напряжений при расчете зубчатых передач.

18. Геометрия и кинематика конических зубчатых передач.

19. Геометрия и кинематика червячных передач.

20. Особенности расчета червячных передач.

21. КПД зубчатых и червячных передач.

22. Преимущества, недостатки и область применения глобоидных передач.

23. Преимущества, недостатки и область применения волновых передач.

24. Критерии работоспособности и расчета волновых механических передач.

25. Фрикционные передачи и вариаторы. Общие сведения, расчеты.

26. Геометрия и кинематика ременных передач. Упругое скольжение в ременной передаче.

27. Конструкция клиновых и поликлиновых ремней. Их преимущества по сравнению с плоскими ремнями.

28.  Расчет ременных передач. Усилия, действующие на валы ременной передачи.

29. Цепные передачи. Принцип работы. Преимущества, недостатки и область применения. Основные характеристики.

30. Кинематика и динамика цепных передач. Расчет втулочно-роликовых цепей.

31. Расчет передачи гайка-винт.

32. Порядок расчета и проектирования валов.

33. Подшипники скольжения. Область применения, условные методы расчета.

34. Классификация подшипников качения, критерии работоспособности подшипников качения.

35. Выбор подшипников качения по статической и динамической грузоподъемности.

36. Назначение муфт и классификация муфт. Типы, преимущества, недостатки, область применения.

37. Компенсирующие муфты. Расчет зубчатых муфт.

38. Упругие муфты. Назначение. Расчет муфты типа МУВП.  

39. Передачи с разделением потока мощности; их типы и принципы работы.

40. Соединения с натягом; их типы и расчёт.

  Используем учебники: 1) Иванов М.Н., Финогенов В.А. "Детали машин";   2) Дунаев П.Ф., Леликов О.П. "Конструирование узлов и деталей машин".


  Содержание КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (КР) по "Деталям машин":

1. Титульный лист (А4) для контрольной работы.

2. Оглавление КР (оглавление - список разделов документа, включает в себя название и номер страницы каждого раздела). На первом листе оглавления вычерчивается внутренняя рамка и основная надпись (ОН) 40х185, на следующих листах (если они есть) основная надпись (ОН) - 15х185.

3. РЕФЕРАТ: 1) Титульный лист. 2) Оглавление реферата (листы с рамками и ОН-ми). 3) Введение. 4) Основная часть (с расчетами, если они предусмотрены или необходимы). 5) Заключение. 6) Литература.

  

4. Краткие ответы на контрольные вопросы (листы с рамкой и ОН-ми).            КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каковы место и роль машин в современном обществе?

2. В чём заключается разница между проектированием и конструированием?

3. Какие документы являются результатом конструирования?

4. Какие группы требований предъявляются к машинам? Каковы основные требования к деталям и машинам?

5. Каковы основные критерии качества деталей и машин?

6. В чём разница между проектировочным и проверочным расчётами?

7. Каковы основные группы деталей машин общего назначения?

8. Каково назначение передач в машинах?

9. Каковы области применения прямозубых и косозубых передач? Сравнительные достоинства.

10. В чём заключаются достоинства и недостатки планетарных передач? волновых передач?

11. Для чего созданы зацепления Новикова и в чём заключается принцип конструкции их зубьев? Достоинства и недостатки.

12. Какое свойство червячной передачи отличает её от других передач? Основные причины поломок червячных передач?

13. Каковы особенности конструкции червячных колёс?

14. За счёт каких сил передают движение фрикционные передачи? Достоинства и недостатки. Основные виды поломок.

15. Какой деталью выделяются ременные передачи среди фрикционных? Какие силы действуют в ремне ? Как соединяются концы ремня?

16. Чем различаются валы и оси? Каковы причины поломок?

17. В каком порядке выполняются этапы прочностного расчёта валов?

18. Что является обязательным элементом в конструкции подшипников скольжения? Какие поломки наблюдаются?

19. Что считается критерием работоспособности подшипников качения? В чём заключается принцип конструкции?

20. Какие типы подшипников назначаются в зависимости от действующих в опорах  нагрузок? Долговечность и грузоподъемность.

21. Что такое эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник и как она определяется?

22. В чём различие между разъёмными и неразъёмными соединениями?

23. Где и когда применяются сварные соединения? Каковы достоинства и недостатки сварных? Основные группы и типы.

24. Где и когда применяются заклёпочные соединения? Критерии прочностного расчёта?

25. В чём состоит принцип конструкции резьбовых соединений? Достоинства и недостатки?

26. Как учитывается податливость деталей при расчёте резьбового соединения?

27. Какова конструкция и основное назначение штифтовых соединений? шпоночых соединений? шлицевых соединений?

28. По какому признаку в конструкции машины можно найти упругие элементы? Для каких задач  применяются упругие элементы?

  Примечание: 1) можно использовать листы с готовыми внутренними рамками и ОН; 2) ОН заполнять только карандашом от руки стандартным чертежным шрифтом; 3) сам текст можно писать ручкой или набирать на компьютере - размер шрифта 12-14 Times New Roman; 4) титульные листы на ваше усмотрение - оформляйте или карандашом или на компьютере.