Маркова Ольга Анатольевна

 

"Школьное" черчение

   Знаю, что в школах Нижнекамска не преподают основы черчения. А многие из школьников пойдут учиться в технические вузы, где придётся чертить и от руки, и с помощью компьютера. К слову, вузовские программы подразумевают наличие школьной графической подготовки у обучающихся. Парадокс! 

  Примечание: после нескольких наших открытых лекций для школьников в октябре 2010 года на тему "О пользе изучения графических предметов" в ряде школ и лицеев города факультативы по черчению начали проводиться. С 2015 года в некоторые школы и лицеи преподавание черчения "вернулось".

 Основные понятия черчения

Луч - это часть прямой, ограниченная одной из её точек. Отрезок - это часть прямой, заключенная между двумя её точками. Фигура - это некоторое сочетание определенным образом расположенных в одной плоскости (а иногда и в пространстве) элементов: точек, прямых, лучей, отрезков (иногда и плоскостей).

Кривая линия определяется положением составляющих ее точек. Кривую линию называют плоской, если все точки кривой лежат в одной плоскости, и пространственной, если точки не принадлежат одной плоскости. Плоские кривые можно разделить на циркульные и лекальные. Среди пространственных кривых наибольший интерес для нас представляют цилиндрическая и коническая винтовые линии. 

Циркульной называют кривую, которую можно построить с помощью циркуля. К ним относятся окружность, овал, овоид, завиток и т.д. Лекальной называют кривую, которую нельзя построить с помощью циркуля. Ее строят по точкам с помощью инструмента, называемого лекалом. К лекальным кривым относятся эллипс, парабола, гипербола, спираль Архимеда и др.

Кривые первого порядка - это прямые линии. Кривые второго порядка - эллипс (частный случай - окружность), гипербола и парабола.

Поверхность можно рассматривать, как совокупность последовательных положений  линии, перемещающейся в пространстве. В процессе образования поверхности линия может оставаться неизменной или менять свою форму - изгибаться или деформироваться. Подвижная линия называется образующей, неподвижная  -  направляющей. Такой способ образования поверхности принято называть кинематическим.  

       Учебный материал из "школьного" ЧЕРЧЕНИЯ

  Поверхности вращения образуются: сфера - вращением окружности вокруг её диаметра; тор - при вращении окружности вокруг оси, не проходящей через центр окружности; конус - движением прямой линии из неподвижной точки по окружности; цилиндр - вращением прямой вокруг оси, ей параллельной. 

  

                                    Образование сферы и тора 

           

  Перечень чертежных принадлежностей и инструментов, которые могут потребоваться для выполнения чертёжных работ:  чертежная бумага (ватман и миллиметровая бумага); карандаши и резинка для стирания (ластик); чертежная доска, рейсшина; готовальня (циркуль), угольники, линейки, лекала, транспортир, трафареты.


  Чертежные карандаши маркируются по твердости стержней от 2Т до 2М. Карандаши с грифелем средней твердости имеют обозначение ТМ. На карандашах зарубежного изготовления можно встретить вместо буквы Т буквы Н, а вместо буквы М - В. Для определенного вида графических работ применяют соответствующую марку карандаша. Для выполнения чертежа в тонких линиях применяют карандаши марки Т, 2Т, для обводки чертежа - М, ТМ, для выполнения эскизов - М, 2М. Затачиваются карандаши на конус или «лопаточкой» на длину до 25 мм. При этом графитовый стержень должен выступать из деревянной оправы на 7-9 мм.    Линейка служит для измерения длин на чертеже. Угольники служат для выполнения геометрических построений; проведения ряда параллельных линий, построения взаимно перпендикулярных линий, вычерчивания углов и многоугольников, деления окружности на заданное количество равных участков. Лекала служат для вычерчивания кривых линий, которые не могут быть выполнены с помощью циркуля. Лекала изготовляют с различной кривизной линий. Для вычерчивания лекальной кривой лекало подбирают так, чтобы его кромка совпадала не менее чем с четырьмя точками кривой; при этом соединяют линией только две из них и далее лекало передвигают к последующим точкам. Транспортир применяют для измерения и откладывания углов на чертеже. Трафареты и шаблоны применяют для сокращения затрат труда и времени на выполнение отдельных видов графических работ. С их помощью могут быть выполнены надписи, вычерчены окружности, прямоугольники, углы, знаки.

   Форматы.  Все чертежи должны выполняться на листах бумаги стандартного формата. Форматы листов бумаги определяются размерами внешней рамки чертежа (она проводится сплошной тонкой линией).
   Обозначение формата  -  Размеры сторон листа, мм
   АО  -  
841 x 1189      А1   -  594 x 841    А2   -   420 x 594
   A3   -  297 x 420      
А4   -  210 x 297    А5   -  148 х 210 

               
  Допускается также применение дополнительных форматов. Они образуются увеличением сторон основных форматов в n раз, где n — целое число - А х n. Например: А4 х 3 - 210 х 630,  А3 х 3 - 420 х 891.

  Масштабы. Предмет на чертеже может быть изображен в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Масштабом чертежа называется отношение линейных размеров изображаемого на чертеже предмета к действительным его размерам. ГОСТ 2.302—68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:

Масштабы уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100; 1:200.

Натуральная величина - 1:1.

Масштабы увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1 ; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.

  Независимо от выбора масштаба изображения, на чертеже проставляют только действительные размеры. Масштаб в основной надписи чертежа обозначается по типу 1:1; 1:2; 2:1 и т. д. Масштабы изображения, отличающиеся от указанного в основной надписи чертежа, указывают непосредственно после надписи, относящейся к данному изображению, по типу: А (1:10), А - А (2:1).

  Линии. Основными элементами любого чертежа являются линии. Для изображения предметов на чертежах ГОСТ 2.303 - 68 устанавливает начертания и основные назначения линий:
1. Сплошная толстая основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,6 до 1,5 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза. 2. Сплошная тонкая применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линий контура наложенного сечения, линий-выносок. 3. Сплошная волнистая применяется для изображения линий обрыва, линий разграничения вида и разреза. 4. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура.  5. Штрихпунктирная тонкая применяется для изображения осевых и центровых линий. 6. Штрихпунктирная утолщенная  применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью ("наложенная проекция"), линий, обозначающих поверхности, подлежащие теpмообpаботке или покрытию. 7. Разомкнутая  применяется для обозначения линии сечения. 8. Сплошная тонкая с изломами  применяется при длинных линиях обрыва. 9. Штрихпунктирная с двумя точками  применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линии сгиба на развертках, для изображения развертки, совмещенной с видом.
На чертеже показаны примеры применения некоторых линий. Штриховые и штрихпунктирные линии должны пересекаться только штрихами.  


  Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертёжным шрифтом. Начертание букв и цифр чертёжного шрифта устанавливается стандартом. ГОСТ 2.304-81 определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками. Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона. Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается) 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т.д.  Чтобы научиться красиво писать чертёжным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку с ячейками, имеющими форму параллелограмма с основанием и высотой, равной h/7 и углом при основании около 75°. После овладевания навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю линию строки. Ко:нтуры букв намечают тонкими линиями, убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.

   

   

     

Все шесть основных видов (рис. ) находятся в проекционной связи. Названия основных видов на чертеже не надписывают, если не нарушена их проекционная связь с главным видом. При нарушении проекционной связи, направление проектирования должно быть указано стрелкой около соответствующего изображения. Над стрелкой и над полученным изображением (видом) следует нанести одну и ту же прописную букву (например A) - рис. . Направление взгляда должно быть указано стрелкой, обозначенной той же прописной буквой русского алфавита, что и в надписи над видом. Соотношение размеров стрелок, указывающих направление взгляда, на рис. .

  

   Деталь, конструктивные элементы

  Деталью называется изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных операций. Часть детали, которая выполняет определенную функцию в конструкции (служит для крепления, уменьшения массы, создания плоской поверхности, притупления острых кромок и т. д.), называется конструктивным элементом.  


Кроссворды и задачи по черчению для школьников:

Разгадайте кроссворды:

                

           

    

"Чертежные инструменты и принадлежности”

                           

По горизонтали: 1. Циркуль для переноса размеров. 3. Инструмент для рисования. 5. Чертеж, выполненный от руки. 7. Чертежный лист. По вертикали: 2. Инструмент для работы тушью. 4. Комплект чертежных инструментов. 6. Принадлежность для удаления линий, выполненных карандашом. 8. Прозрачная бумага.

"Чертежи геометрических тел”   

                                              

1. Назовите количество геометрических тел, входящих в группу? 2. Назовите эти геометрические тела. 3. По имеющемуся чертежу составьте группу геометрических тел, используя комплект геометрических тел. 4. Составьте самостоятельно любую группу геометрических тел и выполните ее чертеж. 

                             

Даны две проекции одной детали - вид спереди и вид сверху. Сможете ли вы начертить вид сбоку? 

Кроссворды по графическим дисциплинам для студентов:   

Разгадайте!  

Тема  "Элементы деталей"

Тема "Разрезы"

Тема "Соединения деталей"


Некоторые материалы взяты с сайтов: festival.1september.ru/articles/416299/;  www.cross-kpk.ru/ims/02908/shkola/html/Кроссворды.htm; pedagogu.ucoz.ru/news/2008-01-27-12...